После 2 лет у малышей происходит быстрое пополнение словарного
запаса, а затем начинается процесс улучшения звукового оформления слов.
На этом этапе многие родители видят своей задачей научить ребенка четко и правильно произносить звуки. На помощь этому приходят логопедические упражнения. Одни из самых действенных для восприятия детей раннего возраста - прослушивание, проговаривание и логопедические игры с ЧИСТОГОВОРКАМИ.
Чистоговорка - это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая
различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации.
Разумеется, если вы будете прочитывать чистоговорку просто так, без
картинки, ребенок вас проигнорирует. Но поверьте, министишок вкупе с
веселой картинкой способны сотворить чудо: большинству детей очень нравятся эти карточки, столь полезные для улучшения произношения.
С какого возраста можно начинать заниматься с использованием чистоговорок?
Где-то после года, сразу же после того, как ребенок начинает делать попытки произнесения слов.
Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и
другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы.
На первом этапе наша цель не заставить ребенка повторять за нами, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание.
То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки,но в конце опять же вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек.
«Учите» чистоговорки постепенно.
Изначально можно весить карточку с чистоговоркой на холодильник на день. С чистоговорки начинается утро.
Карточку в течение дня не меняем, несколько раз в течение дня
обращаем на неё внимание. Вечером я убираем карточку в альбом, и перед сном мы уже просматриваем альбом со всеми выученными чистоговорками. Вот разворот альбомчика:
Когда малыш начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за вами.
Можно превратить игру в загадывание загадки.
Выберете знакомую малышу карточку с чистоговоркой, поверните рисунком к себе. И загадайте.
Например, "Ры-ры-ры, я несу...". Ребенок отвечает"Шары", показываете ему карточку и радуетесь его успехам.
Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем - всю чистоговорку. В 2,5-3 года можно с этими карточками играть в логопедические игры.
1. Произнести чистоговорку громко, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т.п.
2. Произнести чистоговорку медленно-быстро.
3. Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили.
И начинаем задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са. Какая коса?» «Са-са-са. У кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой
В районе 3 лет можно усложнять игры
- Называть чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
- Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
- Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
- Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
Существуют целые стихи, построенные по принципу чистоговорок. Например, такой
В плане занятий с ребенком у чистоговорок огромный потенциал, так как их можно сотнями придумывать самим и включать в разные занятия.
Можно придумать чистоговорку абсолютно к любой картинке в книге.
А можно учить чистоговорку так
.
Учить и делать действия, о которых она сообщает.
Весёлых и полезных игр!
Чистоговорки
Звуки М, П, Б
1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.
Звуки Т, Д, Н
1. Та-та-та, та-та-та — хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но — в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.
Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко — кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой — зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
Звуки Ф, В
1. Аф-аф-аф — мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
Звук С(сь).
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
Звук З
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Звук Ц
1. Цы-цы-цы — есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы — мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.
Звук Ш
1. Нашей Маше дали мало каши.
Звук Ж
1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу — ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.
Звук Ч
1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.
Звук Щ
1. Ща-ща-ща — Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи — ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.
Звук Л (Ль)
1. Лу-лу-лу — наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Звук Р (рь)
1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.
|